Документы
Охрана и укрепление здоровья, организация питания участников образовательных отношений
Перечень и нормы потребностей в витаминах и минеральных веществах для детей и подростков
Условия питания, обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе.
В школе оборудована столовая на 160 посадочных мест. Организация питания обучающихся осуществляется на основе договора с МУП «Объединение школьных столовых» и соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Бракеражная комиссия принимает участие в работе по контролю за организацией и качеством питания в школе. Она выполняет следующие функции:
- осуществление контроля за качеством поступающих на пищеблок продуктов, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации;
- контроль за соблюдением правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима в столовой и на пищеблоке;
- контроль за санитарным состоянием и содержанием пищеблока и соблюдение правил личной гигиены работниками столовой.
Для пищеблока столовой приобретено современное оборудование-электропечь, посудомоечная машина, проточный и накопительный водонагреватели и т.д. Это позволяет улучшить качество школьного питания.
Стоимость питания определяется учредителем.
В школе организованы учёт питания обучающихся и созданы условия для оплаты питания обучающегося родителями (законными представителями) за разные периоды (от двух недель до одного месяца). Охват организованным горячим питанием в школе составляет 80%, горячим питанием 98%, обучающиеся старших классов покупают завтраки в свободной форме. Бесплатным питанием обеспечены: из местного бюджета - 8 человек, из республиканского –75 человек.
Охват горячим питанием обучающихся на 2019-2020 учебный год
|
| ||||||
Уровни образования |
Количество обучающихся, охваченных питанием |
| |||||
Всего обучающихся |
Охвачено организованным питанием |
Всего детей из малоимущих семей |
Охвачено питанием детей из малоимущих семей |
Количество обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспеченных бесплатным одноразовым питанием | |||
1. Начальное общее образование |
341 |
320 |
40 |
40 |
3 | ||
2. Основное общее образование |
355 |
180 |
25 |
25 |
5 | ||
3. Среднее общее образование |
82 |
14 |
6 |
6 |
1 | ||
|
781 |
514 |
71 |
71 |
9 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
Питьевой режим соблюдается.
Активное участие в организации полноценного питания принимают медицинский работник, работники пищеблока, педагоги школы, так как рациональное питание детей – необходимое условие их гармоничного роста, физического и психологического развития
Количество обучающихся, охваченных питанием (2015 - 2019 гг.)
Уровни образования |
Всего обучающихся |
Охвачено организованным питанием | ||||||
2015-2016 |
2016-2017 |
2017- 2018 |
2018- 2019 |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018- 2019 | |
1. Начальное общее образование |
301 |
335 |
341 |
344 |
301 |
237 |
256 |
307 |
2. Основное общее образование |
365 |
360 |
360 |
355 |
293 |
153 |
161 |
166 |
3. Среднее общее образование |
71 |
74 |
82 |
82 |
40 |
14 |
13 |
17 |
Всего: |
737 |
769 |
783 |
781 |
634 |
404 |
430 |
490 |
Уровни образования |
Всего детей из малоимущих семей |
Охвачено питанием детей из малоимущих семей |
Количество обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспеченных бесплатным одноразовым питанием | |||||||||
2015-2016 |
2016-2017 |
2017- 2018 |
2018- 2019 |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017- 2018 |
2018- 2019 |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017- 2018 |
2018- 2019 | |
1. Начальное общее образование |
40 |
57 |
50 |
29 |
40 |
57 |
50 |
29 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2. Основное общее образование |
35 |
37 |
39 |
38 |
35 |
37 |
39 |
38 |
7 |
2 |
4 |
3 |
3. Среднее общее образование |
3 |
6 |
5 |
6 |
3 |
6 |
5 |
6 |
1 |
- |
1 |
1 |
Всего: |
78 |
98 |
94 |
73 |
78 |
98 |
94 |
73 |
13 |
5 |
7 |
6 |
«Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом»
Дмитрий Медведев
Рациональное питание является одним из важнейших факторов в нормальном развитии и функционировании динамичной системы растущего детского организма. В целом рациональное питание базируется на трех основных принципах, заключающихся в следующем:
1. Обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности.
2. Удовлетворение физиологической потребности организма в определенных пищевых веществах.
3. Соблюдение режима питания.
Оптимальным режимом питания школьников в течение дня считается 4-5 кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч и распределением энергетической ценности суточного рациона в зависимости от режима обучения.
Установлено, что учащиеся, получающие в школе горячее питание, лучше воспринимают учебный материал и сохраняют работоспособность до конца учебных занятий.
При построении пищевых рационов для детей школьного возраста чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности организма в количествах углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения продуктов, содержащих легкоусвояемые и медленно всасывающиеся в кишечнике углеводы, а также обеспечить организм необходимым количеством не перевариваемых полисахаридов.
Наиболее оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры - 31%, углеводы - 55% общей калорийности рациона.
С целью обеспечения учащихся полноценным сбалансированным горячим питанием производится разработка примерного цикличного меню, в котором обязательно учитывается энергетическая ценность блюд и сбалансированность по белкам, жирам и углеводам. Примерное цикличное меню составляется на 2-е недели, чтобы разнообразить ассортимент блюд, кроме этого оно разрабатывается по сезонам года для школьных завтраков, обедов групп продленного дня.
Для контроля за качеством поступающих блюд в школе работает бракеражная комиссия и общественный совет. Для учащихся организовано накрытие столов с подачей горячих блюд.
Школьная столовая.
В школьном здании на первом этаже в удобном для посещения месте расположена столовая, рассчитанная по проекту на 160 мест.
Помещение столовой включает:
Столы и места в зале закреплены за каждым классом и учащимся, что сокращает продолжительность пребывания детей в столовой.
Каждое утро классный руководитель сообщает в столовую о количестве отсутствующих учеников, в связи с чем в столовой делается корректировка количества приготовляемых завтраков и схемы накрытия столов.
В нашей столовой выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания, обучающихся в школе. Столовая укомплектована всем необходимым оборудованием. В 2012-2013 учебном года в столовую поступило новое оборудование по программе модернизации школьных столовых. Летом 2012 произведен капитальный ремонт всего помещения (снята старая керамическая плитка со стен и пола, демонтировано старое оборудование, заменены окна).Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. (Посуда в столовой фарфорофаянсовая и сортовая стеклянная. Для раздачи порционных блюд на тарелках используются обычные пластмассовые подносы. Использованная посуда относится вручную каждым позавтракавшим к окошку моечной). Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.
Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.
Работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Периодически проходят курсы повышения квалификации. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе школьный фельдшер, завуч, директор. Это позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.
Чем кормить школьника, чтобы он рос умным и здоровым
Алла Болотова, Денис Новоселов
Питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. По данным исследований, только в столице 80% учеников недополучают витаминов и минералов и, как следствие, хуже успевают, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.
Каким же должен быть «умный» рацион учащегося, чтобы, с одной стороны, ребенок получал все необходимые организму вещества, выдерживал ежедневные физические и психологические нагрузки и учился на пятерки. А с другой - пища приносила бы не только пользу, но и удовольствие?
С этими вопросами мы обратились к руководителю отдела детского питания Института питания РАМН, доктору медицинских наук, профессору Игорю КОНЮ.
«Секретов немного. Главное правило, о котором часто забывают родители, - питание должно быть разнообразным. Это важнейший фактор, который способствует нормальному интеллектуальному и физическому развитию ребенка», - сказал «НИ» Игорь Конь.
Завтрак - всему голова
Важнейшей составляющей рационального питания школьника является завтрак. «Следите за тем, чтобы ребенок уходил в школу сытым, - рекомендует профессор родителям. - Ведь зачастую завтрак - это единственный прием пищи, который можно проконтролировать, чтобы быть абсолютно уверенным, что хотя бы раз в день ребенок поел, как следует».
Завтрак должен быть достаточно питательным. Хорошее «топливо» для мозга - сахар. Однако, помимо сладкого, первый прием пищи должен быть насыщен и другими пищевыми веществами, в том числе, сложными углеводами, которые также необходимы для умственной деятельности. Поэтому неплохой выбор на завтрак - каша (в том числе овсянная), тосты, хлопья или мюсли, яйца, соки, йогурты, овощи и фрукты.
«Какого-то идеального завтрака на каждый день не существует, - говорит Игорь Конь. - Важно, чтобы еда была вкусной и ребенок ел с удовольствием. Некоторые дети не любят те или иные продукты. Тут я советую заменять их равноценными. Если малыш отказывается от молока - предложите ему кисломолочные продукты. Не любит сливочное масло - попробуйте сливки. Всегда можно найти выход».
Многие родители считают, что ребенок может позавтракать и в школе. К сожалению, наши образовательные учреждения далеко не всегда оправдывают родительские ожидания. Несмотря на множество рекомендаций и программ по совершенствованию питания детей и подростков, многие школьные меню до сих пор не радуют разнообразием и не всегда учитывают суточные потребности ребенка. Особенно это относится к школьным буфетам.
Поэтому полностью перекладывать ответственность за рациональное питание своего ребенка на школьное учреждение вряд ли имеет смысл.
Ежедневное подкрепление
Нужно ли давать ребенку еду с собой, не повредит ли сухомятка в виде бутербродов? Этот вопрос особенно волнует родителей детей младших классов. «Подобный «сухпаек» не повредит, если в школе нет нормальной столовой или ваш школьник не хочет там питаться, - считает профессор. - Заверните ребенку сок и пару бутербродов с сыром. Это будет хорошей «подпиткой» для организма. Кстати, и своей дочке, когда она была маленькой, мы заворачивали бутерброды. Они вредны, когда ими питаются целый день всухомятку. Но если выбирать между одним съеденным бутербродом и голодным желудком - предпочтение нужно отдать первому».
Растущему организму школьника необходим полный набор пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Недостаток одного или нескольких из них приводит к задержке роста и развития.
Белки необходимы для построения новых клеток и тканей. Наибольшей биологической ценностью обладают белки, в которых содержится сбалансированный набор аминокислот - заменимых и незаменимых. Источником таких белков служат молоко и молочные продукты, рыба, яйца, мясо. Однако не стоит увлекаться белковой пищей только животного происхождения. Например, мясо не стоит давать ребенку ежедневно в неограниченных количествах, даже если он его обожает. А вот рыба детям очень полезна - она легко усваивается, богата минеральными солями, витаминами и содержит необходимые для умственного развития омега-3 жирные кислоты. Кстати, жиры также являются важным строительным материалом для органов и тканей, в том числе и для мозга. Кроме того с ними в организм поступают жирорастворимые витамины. Но важно, чтобы в рационе присутствовали легкоусвояемые жиры. Они содержатся в сливочном и растительном маслах.
Витамины повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным заболеваниям. «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос активным, подвижным и умным, давайте ему поливитаминные препараты, - советует Игорь Конь, - В нынешнее время, когда ученики каждый день находятся в стрессовой ситуации, испытывают большие умственные перегрузки, витамины становятся незаменимыми помощниками детскому организму».
Все дело в витаминах
Чтобы школьник был не только здоровым, но и умным, ему необходимы витамины группы В. Главные витамины «для ума» - это В1, В2, В6, В12. «Часто люди думают, что этих витаминов вполне достаточно в фруктах, - рассказывает Игорь Конь. - Но это не так. Фрукты - основной источник витамина С, а витамины группы В встречается в основном в обычных продуктах, про которые мы чаще всего забываем. Витамин B1, например, поступает в организм с хлебом, особенно из муки грубого помола, крупами (необработанный рис, овес), бобовыми, мясом. Витамин B2 содержится главным образом в молочных продуктах. В6 встречается в неочищенных зернах злаковых, зеленых листовых овощах, дрожжах, гречневых и пшеничных крупах, рисе, бобовых. Ну а В12 есть в таких продуктах, как печень, почки, говядина, домашняя птица, рыба, яйца, молоко, сыр».
Конечно, какого-то уникального, секретного меню, благодаря которому из ребенка в будущем сможет вырасти гений, в природе не существует. Но если школьник будет питаться рационально, разнообразно, ежедневно получая все необходимые его организму вещества, то вы скоро заметите, что чадо радует вас не только хорошим настроением и здоровым цветом лица, но и пятерками в дневнике.