БЕЗОПАСНОСТЬ в сети ИНТЕРНЕТ
В ноябре, в нашей школе состоялся цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение безопасности детей в информационном пространстве.
В каждом классе прошел урок «Безопасность школьника в сети Интернет»,
среди 5-6 классов был объявлен конкурс рисунков и плакатов «Безопасный интернет»,
ребята 5-7 классов приняли участие в квест-игре по безопасности в сети интернет,
ученики 7-8 классов выполнили творческое задание и создали кроссворды по теме «Безопасный интернет», 9-10 классы на уроке информатики разработали памятки-буклеты по разным темам: «Безопасный интернет», «Цифровой этикет», «Правила создания надежных паролей»,
наши 11-классники создали игры-викторины в вопросами информационной безопасности, а также прошла дистанционная научно-практическая конференция для педагогов по формированию цифрового детского пространства «Интернет-угрозы: как уберечь школьников от опасностей в сети».
В ходе проведенных мероприятий участники узнали, как защитить свои персональные данные, как создать надежный пароль, как совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научились анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое.
Учитель информатики: Хакан Светлана Леонидовна.
«Урок цифры!»
Ребята нашей школы принимают активное участие во всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий!
Как с помощью нейросетей, компьютерного зрения и мощностей дата-центров помочь учёным отыскать редкого снежного барса? Как с помощью облачных технологий и нейросетей за считаные минуты распознавать снежных барсов на фотографиях? Как работают научные сотрудники национального парка «Сайлюгемский»?
Ответы на эти и другие вопросы наши десятиклассники узнали на 3 уроке сезона 2023/2024 «Облачные технологии: в поисках снежного барса».
Присоединяйся и ты!
https://урокцифры.рф/lessons/clouds-and-ai
#цос #цифровая_образовательная_среда
КИТ— компьютеры, информатика, технологии
Сегодня, 22 ноября, ребята нашей школы приняли участие во Всероссийском конкурсе «КИТ— компьютеры, информатика, технологии» для 1-11 классов.
В этом году в конкурсе рекордное число участников - 100 учеников!
Ребят с разных классов попробовали решить задания, головоломки и найти ответы на довольно сложные вопросы.
Конкурс направлен на развитие познавательного интереса учащихся к компьютерным наукам, информатике, информационным технологиям, а так же развитие логического мышления.
Благодарим ребят за активность!
Ждем результаты!
Сегодня, 27 октября, для всех школьников страны организована профориентационная акция
"День IT-знаний", которая проводится при поддержке Минпросвещения России.
Наши ученики 9Б и 10А классов вместе с учителем информатики приняли участие в этом мероприятии!
Представители российских IT-компаний познакомили ребят с особенностями работы в it-сфере, дали ответы на интересующие вопросы:
Какие черты характера помогают IT-разработчику?
Что самое сложное в работе мобильного разработчика?
Как стать веб-разработчиком?
Чем занимается тестировщик?
Кто такой продакт-менеджер?
А также рассказали какие школьные предметы нужно увлечено изучать, чтобы в будущем стать их коллегами.
Благодаря таким инициативам российские школьники в будущем смогут найти своё призвание в сфере it-технологий.
Спасибо Хакан С.Л., за проведение таких занятий и поддержке ребят, которые увлекаются данным направлением!
«Урок цифры!»
В течение этой учебной недели ученики 5-х и 6-х классов приняли участие в "Уроке цифры" — всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий!
Второй урок в 2023/2024 учебном году посвящен цифровым сервисам для общения, основным принципам цифрового этикета.
«Мессенджеры».
Ребята изучили технологии, которые применяются в мессенджерах: от чат-ботов до нейросетей, которые расшифровывают аудиосообщения.
Учитель информатики Хакан С.Л.
Присоединяйся и ты!
https://урокцифры.рф/lessons/messenger
#цос #цифровая_образовательная_среда
Подведены итоги Всероссийского конкурса по информатике "КИТ – компьютеры, информатика, технологии - 2022".
23 ноября 2022 года проводился Всероссийский конкурс по информатике «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
«КИТ» – творческий конкурс, который развивает познавательный интерес школьников к компьютерным наукам, информатике и информационным технологиям.
Получены результаты конкурса!
В нашей школе в этом учебном году в конкурсе приняли участие 74 школьника с 1-го по 11-ый класс. 7 участников конкурса отмечены муниципальными дипломами!
Все участники конкурса получили сертификаты и сувениры.
В школьном рейтинге участников, составленном в Российском оргкомитете, победители распределились следующим образом:
1 классы:
ЗАПРУДСКИЙ ЗАХАР 1Б
2 классы:
ШАПКОВ КИРИЛЛ 2А
3 классы:
ОСИПОВ ИЛЬЯ 3Г
4 классы:
ХОЛОША ЮЛИЯ 4А
5 классы:
МАСЛОВ ТИМОФЕЙ 5А
6 классы:
ЯКОВЛЕВА ВАСИЛИСА 6В
7 классы:
КЕПЕЛЬ АНАСТАСИЯ 7В
8 классы:
КОВАЛЕНКО ТИМУР 8А
11 класс:
СУМКИН ВЛАДИМИР 11А
Поздравляем всех участников конкурса и желаем дальнейших успехов и новых побед!
Хакан С.Л., учитель информатики, школьный организатор конкурса.
Урок цифры
Ребята нашей школы принимают активное участие во всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий «Урок цифры!»
Что такое квантовые технологии и как с их помощью многие сферы жизни становятся безопаснее и технологичнее? Как квантовые вычисления, криптография, сенсоры и симуляторы улучшают нашу жизнь и кто в России сейчас занимается развитием технологий будущего?
Ответы на эти и другие вопросы наши старшеклассники узнали на 6 уроке сезона 2022/2023
«Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь».
Присоединяйся и ты! https://урокцифры.рф/lessons/future-city
Урок цифры!
Ребята нашей школы принимают активное участие во всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий
Как создаётся прогноз погоды? Что позволяет узнать погоду на несколько дней вперёд? Как работает искусственный интеллект и как он помогает метеорологам?
Ответы на эти и другие вопросы наши ученики узнали на 3 уроке сезона 2022/2023
«Технологии, которые предсказывают погоду».
https://урокцифры.рф/lessons/pogoda
Неделя «Безопасного Интернета»
С 7 по 12 ноября в нашей школе прошли мероприятия в рамках недели «Безопасного Интернета», в которых активное участие приняли все обучающиеся.
Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз.
Стремительное развитие компьютерных технологий меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности в сети среди подрастающего поколения. Неделя началась с классного часа «Этика и культура в сети Интернет», на котором классные руководители говорили с ребятами о компьютерной грамотности, культуре поведения в сети, смотрели и обсуждали видеоролики «Безопасный Интернет», «Остерегайся мошенничества в Интернете», «Развлечения и безопасность в Интернете».
В течение недели были проведены разнообразные по тематике и форме проведения мероприятия: это классные часы, беседы, увлекательное путешествие в мир Интернета, квест по вопросом информационной безопасности.
Конкурс рисунков "Безопасный Интернет"...
Учащиеся основной и старшей школы приняли участие в индивидуальной и групповой разработке и создании буклетов «Моя цифровая репутация», «Создание надёжных паролей», «Этикет сетевого общения». Ребята проявили смекалку, подошли творчески к созданию памяток.
Лучшие буклеты-памятки по темам "Безопасный интернет" и "Этикет сетевого общения"
11 класс в командной работе успешно справились со всеми предложенными заданиями.
Информация для учащихся и родителей по ознакомлению с правилами безопасного пользования Интернетом и с целью повышения информационной безопасности детей в сети Интернет, формирования культуры ответственного, этичного и безопасного использования информационных технологий размещена на школьном стенде и в классных группах.
Уроки безопасности «Мы – умные пользователи Интернета», просмотр видео «Береги свои персональные данные». Мероприятия проведены с целью привития учащимся навыков ответственного, безопасного поведения в Интернете. Учитель информатики Хакан С.Л. познакомила обучающихся 7-8 классов с нормами и правилами поведения в сети Интернет, рассказала об угрозах при работе в Интернете, разобрали вопросы безопасной работе в Интернете.
Ученики нашей школы в течение Недели безопасного поведения в сети Интернет принимали участие в анкетировании, которое проводила для ребят социальный педагог Арсиманова А.С. Результаты опроса будут опубликованы на сайте школы после обработки.
В 8-х классах психологом Аргатюк С.Э. проведена беседа «Безопасный интернет». Светлана Эдуардовна рассказала детям о правильном отношении к подозрительным сообщениям из Интернета, научила анализировать степень достоверности информации и подлинности ее источников, а также рассказала об эффективных мерах самозащиты от нежелательной информации.
С 7 по 12 ноября в школе проходила Неделя Безопасного интернета, в которой активное участие приняли не только обучающиеся 1-11 классов, но и педагоги.
Участие в международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок» |
10-11 классы, Хакан С.Л. учитель информатики |
Участие в вебинаре «Учителя, родители и дети в цифровом простанстве» (Учи.ру) |
Педагогический коллектив |
«Другие уроки» — это серия бесплатных образовательных мероприятий для учителей, школьников и их родителей. В этом учебном году тема проекта безопасность в Интернете. Программа вебинара: - Дети в Интернете: уроки кибербезопасности в школе. - Подростки в Интернете: уроки кибербезопасности в школе. - Как опознать запрещённый товар в Интернете. - Кибербуллинг: что важно знать и как от него защититься учителям, ученикам и родителям. |
Педагогический коллектив |
Участие в вебинаре на тему «Цифровая безопасность: угрозы и возможности для педагога». (Сферум) |
Педагогический коллектив |
Книжная выставка "Территория безопасного Интернета"
На неделе во многих классах состоялись специальные уроки безопасности в сети Интернет. В увлекательной форме учителя начальных классов рассказывали о правилах сетевого общения. Для младших школьников учителя подготовили мультимедийные презентации. Ребятам в увлекательной форме представили информацию о защите персональных данных в сети Интернет.
Главной целью проведения недели безопасного интернета стало формирование безопасной онлайн-среды для детей и взрослых, повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах и создания культуры ответственного, этичного и безопасного использования «новых технологий».
С 7 по 12 ноября в нашей школе проходила неделя «Безопасного Интернета», в которой активное участие приняли все обучающиеся.
Интернет - это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз.
В течение недели были проведены разнообразные по тематике и форме проведения мероприятия: это классные часы, беседы, увлекательное путешествие в мир Интернета, квест по вопросом информационной безопасности, конкурс рисунков "Безопасный Интернет"...
Учащиеся основной и старшей школы приняли участие в индивидуальной и групповой разработке и создании буклетов «Моя цифровая репутация», «Создание надёжных паролей», “Этикет сетевого общения». Ребята проявили смекалку, подошли творчески к созданию памяток.
11 класс в командной работе успешно справились со всеми предложенными заданиями.
ПЛАН мероприятий по проведению недели «Безопасного Интернета»
с 07.11.2022г. по 12.11.2022г.
№ |
Наименование мероприятия |
Дата |
Класс |
Ответственный |
1 |
Размещение информации о «Неделе безопасного Интернета» в школе. |
07.11.2022 |
Информационный стенд в школе, сайт школы |
Хакан С.Л. учитель информатики |
2 |
Уроки безопасности в Интернете и правила сетевого общения. |
07.11. – 12.11.2022 |
5 – 11 класс 1 – 4 классы |
Хакан С.Л. учитель информатики Классные руководители на уроке Технология |
3 |
Классные часы на тему «Интернет. Сумей себя защитить!» 1. Беседа «Моя цифровая репутация» 2. Просмотр видеоролика «Информационная безопасность» |
07.11. – 12.11.2022 |
1 – 11 классы |
Лысенко Л.И. заместитель директора по ВР, Классные руководители |
4 |
Классные родительские собрания на тему «Ребенок в сети Интернет» (Памятки в классные группы) |
07.11. – 12.11.2022 |
1 – 11 класс |
Классные руководители |
5 |
Оформление буклетов «Безопасный интернет», «Создание надежных паролей», «Этикет сетевого общения». |
07.11. – 12.11.2022 |
7 – 11 классы |
Хакан С.Л., учитель информатики |
6 |
Анкетирование среди учащихся «Ты и Интернет - зависимость» |
07.11. – 12.11.2022 |
2 – 5 классы |
Арсиманова А.С., социальный педагог |
7 |
Беседа «Информационная и психологическая безопасность при использовании сети Интернет» |
07.11. – 12.11.2022 |
8 классы |
Аргатюк С.Э., педагог-психолог |
8 |
Конкурс рисунков «Мой безопасный Интернет» |
07.11. – 12.11.2022 |
5 – 7 классы |
Моисеева Я.Г., учитель ИЗО |
9 |
Книжная выставка в библиотеке «Территория безопасного Интернета». |
07.11. – 12.11.2022 |
Школьная библиотека |
Александрова Е.В., педагог-библиотекарь |
10 |
Мониторинг качества информационной среды. |
07.11. – 12.11.2022 |
Кабинеты |
Анищенко А.А., инженер |
11 |
Размещение на сайте школы рекомендаций для детей по безопасному пользованию Интернетом. |
07.11. – 12.11.2022 |
Сайт школы |
Стайкова А.В. Хакан С.Л. |
12 |
Создание статьи для школьной газеты на тему «Безопасный интернет» (Выпуск ноябрь 2022) |
07.11. – 12.11.2022 |
|
Винникова К.С. |
Отчет о проведении Единого урока по безопасности в сети "Интернет".
30 октября 2019 года в стране проходил Единый урок по безопасности в сети Интернет.
Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве… (Подробнее…)
Локальные акты
Приказ о назначении ответственного лица за работу точки доступа к сети Интернет
Регламент функционирования системы контентной фильтрации Интернет-ресурсов школы
Программа информационной безопасности обучающихся
Программа информатизации школы
Программа "Информационная безопасность школы"
Правила использования сети Интернет в школе
Нормативное регулирование
Указ Президента РФ от 05.12.2016 №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Распоряжение правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Концепция информационной безопасности детей»
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Минобразования РФ от 13.08.2012 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов общеобразовательных учреждений»
Указ Президента России от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 годы
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 28.07.2012)
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями)
Письмо Минобразования от 25.05.2001 № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
Доктрина информационной безопасности РФ
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования.
Концепция информационной безопасности детей.
Нормативно - правовая база определяющая порядок защиты информации.
Педагогам
Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности.
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся Приветствие Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Николаевны Боковой участникам-педагогам Единого урока. Смотреть. Скачать.
На портале www.единыйурок.рф пройдет II Всероссийская конференция по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок» для органов власти, муниципалитетов, образовательных учреждений и педагогов.
В ходе конференции будут освещены следующие темы:
· Формирование информационной образовательной сети и детского цифрового образования;
· Информатизация и сетевая безопасность ОУ;
· Законодательное пространство цифрового детства;
· Сетевая безопасность домохозяйств и повышение цифровой культуры родителей;
· Позитивный контент;
· Единый урок безопасности в сети «Интернет» и другие мероприятия и программы, направленные на развитие информатизации общества и молодежи.
К участию в качестве докладчиков приглашены представители федеральных органов власти, российской IT-отрасли и образовательных организаций. В рамках мероприятия пройдут видео лекции и дистанционные презентации, конкурс методических разработок, исследования, интерактивная выставка, сетевое обучение и тестирование педагогов на знание основ информационной грамотности.
Кроме этого, заинтересованные организации, органы власти субъектов, образовательные организации и педагоги также смогут поделится своим опытом путем проведения вебинаров, публикаций текстовых докладов и добавлением своих материалов в библиотеку конференции.
Образовательные мероприятия будут проходить во течении трех месяцев учебного года в дистанционном формате, что предоставит возможность всем заинтересованным лицам пройти обучение в свободное время, а также на практике использовать приобретённые навыки и знания. По итогам Единого урока педагогам и образовательным организациям будет организована выдача дипломов и сертификатов в электронном виде.
Также педагогам рекомендуется принять участие в голосовании Национальной премии в области информационного пространства детства «Премия Сетевичок» www.премиясетевичок.рф, в ходе которой выбираются лучшие сетевые ресурсы, и в исследовании педагогической общественности на сайте Экспертного совета www.единыйурок.рф.
Онлайн-тест для проведения Единого урока. Тест рассчитан на проведение в рамках классного часа или урока. По окончании тестируемому выдается сертификат, позволяющий оценить знания и выставить оценку. В тесте выдача вопросов выдается случайным образом из бассейна вопросов. Сайт Единого урока для детей ЕДИНЫЙУРОК,ДЕТИ
Курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности»:
1. Курс «Основы кибербезопасности»
3. Тематическое планирование 2-4 класс (Окружающий_мир)
4. Тематическое планирование 5-10 класс (ОБЖ)
5. Тематическое планирование 7-11 класс (Информатика)
Рабочая программа квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» для включения в программу внеурочной деятельности учреждения.
Видео-урок по кибербезопасности для детей Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Л.Н. Боковой. Вы можете запустить его как на сайте, так и скачать. Скачать файл (mp4, 800 МБ)Вторая ссылка. Смотреть онлайн.
Вклейки в дневники учащихся. Данные вкладки рекомендуется распечатать и вклеить в блок домашних заданий на субботу в дневники обучающихся.
Видео-урок портала «Сетевичок» совместно с НП «Лига безопасного Интернета». Скачать файл (mp4, 800 МБ). Смотреть онлайн.
Методические материалы подготовлены специалистами ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Рекомендации 2016 года, 2015 года, 2014 года.
Учебное пособие по медиа-информационной грамотности от Министерства связи и массовых коммуникаций России.
Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП «Лига безопасного интернета».
Материалы к уроку в старших классах (Презентация), в средних классах (Презентация, Презентация в обновленном дизайне), в начальных классах. (Анимированая презентация, примерный конспект урока, презентация). Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах
Материалы к урокам от ИПИ ФИЦ ИУ РАН
НП «Лига безопасного интернета» был осуществлен перевод на русский язык словенского мультсериала «SheepLive»:
• Болтун
Письмо РОСКОМНАДЗОРа от 30.10.2018№ 5557-04/10 «О защите персональных данных детей»
Презентация для детей 9-11 лет для использования на уроке:
/docs/deti_9-11zvuk.pptx
Презентация для детей 12-14 лет для использования на уроке:
/docs/Deti_12-14_zvuk_2.pptx
Буклет для детей о защите ПД: [.PUB, 1.2МБ] [.PDF, 626,8КБ]
Буклет для родителей о защите ПД: [.PUB, 292КБ] [.PDF, 752,6КБ]
Буклет 1 [.pub, 409.6КБ] [.pdf, 616,6КБ]
Буклет 2 [.pub, 1.9МБ] [.pdf, 1,2МБ]
Буклет 3 [.docx, 422.8КБ]
Ученикам и родителям
Регламент работы педагогов и обучающихся в сети Интернет школы
Памятка для родителей "Интернет зависимость"
Детские безопасные сайты
Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установленный не легальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.
О портале Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
Организатор проекта – «Блог школьного Всезнайки» www.e-parta.ru Информационно-познавательный портал для подростков.
При поддержки НП «Лига безопасного интернета», Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ. Проект имеет положительное экспертное заключение Министерства образования и науки РФ. Перейти на портал
Отчет о проведении Единого урока по безопасности в сети "Интернет"
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.
Компьютерные вирусы. Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
Методы защиты от вредоносных программ:
· Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
· Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью дорабтки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
· Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
· Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
· Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
· Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проференных источников;
· Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
Сети WI-FI Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность». До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».
Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.
Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:
· Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
· Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
· При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
· Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
· Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
· В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
Социальные сети Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
· Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
· Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
· Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
· Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
· Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
· При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
· Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Электронные деньги Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.
Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах. В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной.
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
· Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
· Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
· Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;
· Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.
Электронная почта Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
· Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь, и кто первый в рейтинге;
· Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
· Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
· Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
· Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
· Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
· Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
· После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
Кибербуллинг или виртуальное издевательство Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
· Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
· Управляй своей киберрепутацией;
· Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
· Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
· Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;
· Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
· Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
· Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
Мобильный телефон Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность. Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
· Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь, когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
· Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
· Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
· Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
· Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
· После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
· Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
· Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
· Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Online игры Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.
Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов. В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.
Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:
· Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
· Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
· Не указывай личную информацию в профайле игры;
· Уважай других участников по игре;
· Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
· Используй сложные и разные пароли;
· Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.
Фишинг или кража личных данных Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом. Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
Основные советы по борьбе с фишингом:
· Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
· Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
· Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
· Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
· Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
· Отключи сохранение пароля в браузере;
· Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
Цифровая репутация Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети.
Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.
Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.
Основные советы по защите цифровой репутации:
· Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
· В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;
· Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.
Авторское право Современные школьники– активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.
Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги , и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями.
Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.
Родителям (законным представителям) обучающихся
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
8. оправдывающая противоправное поведение;
9. содержащая нецензурную брань;
10. содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Компьютер без вреда для здоровья
Памятка для родителей обучающихся "Профилактика компьютерной зависимости у ребенка"
Основные типы интернет - зависимости
Памятка по безопасному поведению в Интернете